«#МогуЧувствовать» — общероссийский проект, который инициировал Федеральный подростковый центр. Это цикл мероприятий для подростков 10–18 лет.
Цель проекта — развитие эмоционального интеллекта ребят через обсуждение базовых ценностей, подростковых проблем, этических дилемм и других вопросов, которые их волнуют.
Мероприятия проводятся в формате встреч с групповым просмотром и обсуждением фильмов, произведений искусства или прочтением книг.
Проект реализуется в рамках стратегической программы «Подростки России» и получил поддержку Президента Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка и Федерального центра развития программ социализации подростков.
Во Всероссийском проекте #МогуЧувствовать, организованном Федеральным Центром развития программ социализации подростков ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей", приняли участие юные читатели Детской библиотеки №8.
Мероприятие, прошедшее в формате рефлексивного занятия, было посвящено повести Валентина Катаева "Сын полка" и приурочено к тематике "Эмоции месяца: май 2025 г. – ярость и восторг". Главной целью было содействие развитию эмоциональной компетентности подростков, способности понимать, выражать и адекватно воспринимать собственные чувства.
Библиотекари создали для ребят комфортную и безопасную обстановку, где каждый мог свободно делиться своими переживаниями и мыслями без страха осуждения. В ходе обсуждения подростки глубоко погрузились в понимание природы эмоций, рассматривая их как сложные психофизиологические реакции организма на различные внутренние и внешние стимулы.
Ребята активно обсуждали многообразие эмоционального спектра человека, обращая внимание на то, как эмоции проявляются в мимике, жестах, интонации голоса и общем поведении. Было отмечено, что одни и те же эмоции могут проявляться у разных людей по-разному, и важно уметь распознавать эти нюансы как у себя, так и у окружающих.
Особое внимание уделялось практическим аспектам. В рамках занятия ребята выполнили интересное задание: с помощью набора смайликов, отображающих эмоции ярости и восторга, они подбирали слова и выражения, наиболее точно передающие оттенки этих чувств. Эта творческая работа помогла им глубже осознать сложность и многогранность человеческих эмоций, заставила задуматься о тонких различиях между похожими на первый взгляд состояниями.
Центральным событием мероприятия стало детальное и живое обсуждение эпизодов из повести "Сын полка". Ребята анализировали действия героев, обсуждали мотивы их поступков и пробуждаемые ими эмоции. В результате коллективной работы они пришли к собственным определениям "восторга" и "ярости" в контексте произведения.
Восторг, по мнению подростков, ассоциировался с отвагой, мужеством, патриотизмом и глубокой любовью к Родине. Ярость же была связана с ужасами войны, ненавистью к фашизму и горькой болью утраты близких людей. Эти определения продемонстрировали зрелость и глубину понимания юными читателями сложных эмоциональных состояний, описанных в произведении.
В завершение ребята пришла к важному выводу: для правильного понимания и управления своими эмоциями необходимо научиться "слышать" свои внутренние ощущения, обращать внимание на физиологические проявления чувств и уметь проявлять их адекватно. Мероприятие, проведенное заведующей Детской библиотекой №8 М.Н. Левченко, несомненно, способствовало развитию эмоционального интеллекта участников и помогло им лучше понять себя и окружающий мир.